Курсы валют:
  • Обменный курс USD по ЦБ РФ на 17.08.2018 : 66,8932
  • Обменный курс EUR по ЦБ РФ на 17.08.2018 : 76,0576

Статьи

Что делать, когда нас грабит ЖКХ?

Управляющие компании были призваны упростить жизнь людей. Их основная задача, снять бремя  управления многоквартирными домами с простых граждан. Однако почему когда договор подписан, право управления передано, а первыми пострадавшими становятся сами собственники квартир? Почему именно их интересы остаются самыми незащищенными?

Президент призывает подключить общественность. В Оренбургской области депутаты законодательного собрания предлагают наложить мораторий на оплату общедомовых нужд. Губернатор Петербурга разбирается с "изысками коммунальных служб". В Ульяновской области власти организуют "горячие телефонные линии" по вопросам перерасчетов за услуги ЖКХ. В этот же проблемный ряд можно поставить повсеместную некачественную уборку снега, холод в квартирах и грязь в подъездах. Хотя бы с одной из вышеперечисленных проблем каждый из нас встречался.

В марте 2005 года вступил в силу новый Жилищный Кодекс РФ, где и были прописаны правила управления многоквартирными домами. Однако за восемь лет качество оказываемых услуг так и не улучшилось, а наоборот россияне столкнулись с новыми сложностями.

Так с сентября 2012 года, чтобы сделать систему платежей за коммунальные услуги более прозрачной, введен новый механизм оплаты. Теперь жителям многоквартирных домов в квитках раздельно указывают, сколь было потрачено ресурсов на личное потребление и сколько пошло на общедомовые нужды. И все бы ничего, если бы эти суммы не отличались в десятки раз.

Также отметим, что двумя месяцами ранее истек срок обязательной установки индивидуальных приборов учета, однако установили их далеко не все. В итоге с введением новых правил "под удар" попали законопослушные граждане, установившие счетчики. К примеру, израсходовали вы за месяц два куба воды. А вот за общедомовые нужды вам приписали ещё восемнадцать. Причем расходы за водоотведение этих общедомовых восемнадцати кубометров тоже легли на ваши плечи.

К слову, показатель на ОДН исчисляется пропорционально площади жилого помещения. То есть одинокий пенсионер, проживающий в двух комнатной квартире платит теперь в десять раз больше молодой семьи из смежной однушки. Да, и что происходит в подвалах вашего дома? А ведь все эти расходы, как раз, учтены в графе "общедомовые нужды". Именно эта графа в платёжках и вызвала волну возмущений граждан.

В Оренбургской области после получения январских квитанций последовали многочисленные обращения в управляющие компании, ТСЖ, в администрацию города и депутатские приёмные. Жители одного из домов Оренбурга, сверив фактические замеры по общедомовым приборам учета воды с ведомостью, выяснили, что данные не сходятся. В ведомости значилась цифра 1175 кубометров воды. А в квитанциях - 2614 кубометров, что в два раза больше реальных показаний счетчика. Представители компании объяснили это перерасчётом за период с января по апрель 2012 года.

Но, позвольте, уважаемые, закон вступил в силу с 1 сентября, какой апрель, а уж тем более январь?!

Так, согласно анализу, жителям четырех из пяти домов Оренбурга производится доначисление платы на общедомовые нужды свыше тех, которые утверждены постановлением Правительства. По ряду домов этот показатель превышен в 300-400 раз.

Оренбургская область и "бьющие по карману" перерасчеты один из примеров неудовлетворительной работы Управляющих компаний. Не меньше возмущений от граждан получают в Ленинградской области. Губернатор Санкт-Петербурга снова поручил разобраться с "изысками коммунальных служб". Вопрос у власти тот же: Что за странные суммы получают собственники жилья за общегородские и общедомовые нужды?

Напомним, что осенью 2012 года в Питере уже наблюдались "сбои со счетами", когда горожане получили "розовые" квитанции с явно завышенными суммами. Тогда Жилищный комитет Санкт-Петербурга обязался произвести перерасчет сумм, указанных в квитанциях.

А в Ульяновске власти организовали телефонные "горячие линии" и обязались в процессе перерасчета начислений провести мониторинг за правомочностью деятельности управляющих компаний.

Ясно одно, решать проблему должны сверху, собственно этим федеральная власть и занята.

"Буквально недавно по этому вопросу прошло селекторное совещание. У нас в регионах есть координаторы, с которыми в режиме реального времени мы ведем диалог и все изменения, которые происходят, обсуждаем", - сообщил ресурсу секретарь президиума Генерального совета партии "Единая Россия" Сергей Неверов.

То, что вопросом, почему страдают простые граждане, занялись - отрадно. Но вот что все это время делать собственникам, кто уже получил счета с огромными суммами и тем, кто их получит? С этим вопросом мы обратились к ряду специалистов. Заместитель председателя комитета ГД по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Александр Сидякин отметил, что по счетам все-таки лучше заплатить сразу, а потом искать крайних.

"Всегда нужно понимать. Если суд встанет на сторону управляющей компании, и в случае если повышение тарифов будет признано обоснованным, в том числе, после проверок прокураторы, роспотребнадзора, надо быть готовым к уплате еще и пеней за не вовремя оплаченные счета... Если суд установит факт переплаты, то излишки средств можно будет зачесть на будущие платежи".

При ряде ситуаций можно попробовать вернуть переплату наличностью. "Если речь идет о большой сумме, или вы продаете квартиру и вам нужен полный возврат средств, закон об исполнительном производстве такую возможность предоставляет. Через судебных приставов исполнительный лист направляют в управляющую компанию и средства вернут либо через ЕКЦ, либо напрямую на указанный счет", - сказал Александр Сидякин.

Как ни крути, а лучше заплатить и создать себе страховую подушку, на случай если "грабительский" перерасчет посчитают обоснованным. Это же нам сказал адвокат Владимир Хроменко.

"По закону граждане должны исполнять решения ТСЖ, которые через ЕРЦ начислили сумму, и приложил квитанцию. Но после выполнения решения суда переплату зачтут в последующие платежи. Но если это не абсурдные сумму, если суммы несоразмерны с возможностями с человека, где, например, нужно платить 100 рублей, а насчитали 50 тысяч. В этом случае нужно писать заявление на имя начальника ЕРЦ, что  в связи с невозможностью оплаты до вынесения решения по существу, по поводу перерасчета и проверки прошу приостановить взимания с меня сумм за оплату,- и привести пример. Если писать заявление сразу в суд - то "заявление о приостановлении решения о платежах до выяснения решения по существу".

Эксперты положительно отнеслись к идее Главы государства, привлекать общественные организации для контроля за деятельностью управляющих компаний и формированием тарифов.

"Хорошая инициатива. Это самый лучший способ. Нужно писать коллективные письма, создавать инициативные группы. А кто, если не сами, должны контролировать этот процесс?», - отметил адвокат Хроменко.

"Эту же идею поддержала пресс-секретарь «Движения против воровства в строительстве и ЖКХ", депутат муниципального собрания «Сокольники» Лариса Соломатина.

"Пока это будет монополия, пока в стране не появится нормальное местное самоуправления, как во всем цивилизованном мире, найти крайних и виноватых за переплаты в ЖКХ будет невозможно".

Привлечение общественных организаций, создание активов процесс, требующий времени. Мы обратились к экспертам с инициативой. Что если на квитках со счетами, свободные площади, управляющие компании будут тратить не на рекламу, а на справочную информацию. Например, указывать номера телефонов - куда и кому звонить, писать, в случае выявления нарушения. Эффективно и незатратно.

"Было бы неплохо. Во всех ведомствах это есть. Чтобы граждане не искали, а точно знали. Управляющие компании нужно к этому подтолкнуть", - согласился Владимир Хроменко.

"Идея хорошая. На квитках нужно указывать информацию, которая в первую очередь нужна людям", - отметила Лариса Соломатина.

Остается надеяться, что общественность бросится решать накопившиеся почти за десятилетие проблемы ЖКХ с такой же инициативностью, с какой критикует работу Управляющих компаний.